Русский язык 20 гр 20.03.2024

20 группа

Тема: «Знаки препинания при обращении»

Задание 1. Составьте краткий конспект теоретического материала.

Обращение –  слово или сочетание слов, называющее лицо (или предмет), к которому обращена речь.

Обращение распространяет предложение, но не является его членом (т.е. не выполняет функцию подлежащего, сказуемого или второстепенного члена).

Предложения с обращениями имеют специфическую, звательную интонацию.

Обращения употребляются, прежде всего, в устной речи.

Валерий Михайлович, повторите, пожалуйста, вопрос.

  Я уже здоров, доктор.

Официальные объявления тоже часто начинаются с обращений.

Граждане встречающие, поезд Петербург — Москва прибывает на первый путь.

В поэтической речи обращениями могут быть неодушевлённые существительные — это один из приёмов олицетворения.

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты…   (А. Блок)

Обращение может занимать место в начале, в середине и в конце предложения, например:

Сергей Сергеич, это вы ли!

Ты не пой, косарь, про широку степь!

До новых встреч, дорогие друзья!

 

Схема.

ОБРАЩЕНИЕ

Слово или сочетание слов, называющее лицо (предмет),

к которому направлена речь.

Функция Способы выражения Пунктуация
·    основная функция – звательная;

·    привлечь внимание;

·    распространяет предложение, но не является его членом;

·    может передавать экспрессивно-эмоциональные отношения, такое обращение называется риторическим.

 

·               собственные имена, названия лиц по родству, по  профессии, реже клички животных или названия неодушевленных предметов,

·               прилагательные и причастия, значительно реже – числительные и местоимения, выступающие в роли существительного

·               личные местоимения 2-го лица чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица

Пунктуационные схемы

О- обращение

1) [О, ].

Уважаемые пассажиры, проходите на посадку.

2) [ , О,  ].  Сегодня, дорогие студенты,  мы начинаем изучение новой темы.

 

3) [ , О].

Мы скоро встретимся, милая Машенька.

4) [О! ]

Дорогой! Я так рада тебя видеть.

 

5) [ о (частица) О, ].

О юные друзья, мы снова вместе.

 

Задание 2. Запишите предложения с обращениями и прочитайте их со звательной интонацией. Объясните постановку знаков препинания. Подчеркните обращения, укажите, чем они выражены.

1) О мой милый, мой нежный, прекрасный сад! Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай!.. (А. П. Чехов) 2) Отъезжающие, займите места в вагоне! 3) Сыпь ты, черёмуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу. (С. А. Есенин) 4) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (И. З. Суриков) 5) Вася, голубчик, куда же ты спрятался? 6) Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И. А. Крылов) 7) Индия, о высокочтимый мой учитель, находится на самом краю земного диска. (Л. И. Лагин) 8) Играйте, веселитесь, растите, молодые силы! (И.С. Тургенев) 9) Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь! (И. С. Тургенев) 10) Вы должны были, братья, устоять, как стена. (А. Т. Твардовский)

Задание 3. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

1) Мой друг отчизн… посвятим души пр…красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони…ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи…я туча рассе…нной бури одна ты несё…ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн…я звезда твой луч осеребрил увядшие р…внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

Задание 4. Придумайте и запишите примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали:

1) имя, отчество, фамилия;

2) наименование лица по роду занятий, занимаемой должности, месту жительства;

3) кличка животного;

4) неодушевленные предметы.

Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

Например: Уважаемые садоводы, на следующей неделе состоится собрание по вопросу водоснабжения в весенне-летний период. (Обращение по роду занятий – садоводы)