Литература 21 группа 23.03.23

21 группа

Тема: Б.Л.Пастернак. Основные темы и мотивы лирики.
http://pasternak.niv.ru/ – прочитать
http://pasternak.niv.ru/pasternak/museum/dom-muzej-pasternaka-v-peredelkine.htm – совершить заочную экскурсию в дом-музей Б.Л.Пастернака;
– использовать теоретический материал для подготовки к экзамену (Билет № 9. Жизненный и творческий путь Пастернака. Лирика. Прочитать наизусть стихотворение Пастернака (по выбору студента)
– ответить на вопросы теста (после теоретического материала), тетрадь сдать 27.03.23
-послушать песню «Зимняя ночь» в исполнении Николая Носкова!!!

Словарь:

Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, создаёт особое звуковое ощущение.

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Метафора – скрытое сравнение.

Метафорический ряд – последовательность метафор.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых.

Рефрен – повтор строк или частей.

Сравнение – сопоставление свойств двух предметов, чаще через союз словно, как, будто, реже через употребление творительного падежа.

Эпитет – яркое, образное определение.

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения

10 февраля 1890 года в семье художника-академика Леонида Осиповича Пастернака и пианистки Розалии Кауфман, в 53-ю годовщину смерти Пушкина, родился Борис Пастернак. Всю оставшуюся жизнь он будет чувствовать непреодолимую связь с великим поэтом из-за такого совпадения в датах.

С самого детства его окружают творческие люди. Он может часами наблюдать, как пишет его отец, подолгу гулять по лесу в семейном поместье в Подмосковье. В детские годы няня водит Пастернака в православную церковь, христианство становится для него духовной потребностью.

По совету друга семьи, композитора Александра Скрябина, Борис начинает заниматься музыкой.

В мае 1908 года он заканчивает московскую пятую гимназию с золотой медалью. Пастернак поступает на юридический факультет Московского университета, но, отучившись год, переводится на философское отделение историко-филологического факультета.

Первые стихотворения он пишет в 1910 году. В 1913 году его стихи впервые публикуют в коллективном сборнике «Лирика». А через год выходит его первый сборник, о котором Пастернак вспоминает так: «Книга называлась до глупости притязательно “Близнец в тучах”, из подражания космологическим мудрёностям». К этому периоду творчества относится стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать…», которое он будет переписывать вплоть до 1945 года.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

 

Достать пролётку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колёс

Перенестись туда, где ливень

Ещё шумней чернил и слёз.

 

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

 

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И, чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

 

  “Февраль”. Первое слово, ограниченное точкой, выглядит как заявленная тема.  Первые три катрена – мысленное путешествие в грядущую весну. Создается пейзаж весеннего пробуждения земли.
– Пейзаж весны, как мазками, нарисован эпитетами. Их немного, но они мастерски подобраны: «грохочущая», «черною», «обугленные». Эпитеты передают и краски, и звуки, и настроение лирического героя.

– Язык произведения метафоричен. «Грохочущая слякоть весною черною горит». «Ветер криками изрыт».

– Очень интересно сравнение, создающее яркий зрительный образ: грачи, «как обугленные груши».

– Звуки создаёт и звукопись: пролётка – ливень – слёзы; колёса, клик, благовест, слякоть (аллитерация)
– В первой строке употребляется слово «чернила». Это и цвет наступающей весны – освобождающейся от снега земли. Этот цвет несут однокоренные с ним слова «черною», «чернеют».  Весна зарождается в недрах февраля. Весна символизирует рождение новой жизни в природе, но это и пробуждение чувств в человеке.

Стихотворение – крик души поэта. В нем он рассказал о самом себе, о главном состоянии своей души – состоянии творчества. Поэт рассказывает о том, как мучительно ему даются строки, намекая на свою нелегкую судьбу:
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Поэт уточняет, что “чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд”.Пастернак указывает на то, что настоящие стихи рождаются часто мгновенно, неожиданно, отсюда их правдивость, меткость, неповторимая красота.

 

Любить иных – тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен
.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — небольшая хитрость.

  Стихотворение Б. Пастернака «Любить иных – тяжелый крест» написано поэтом в 1931 году. Всего три строфы, а каким глубоким чувством они наполнены!
Уже в первых строках мы встретим антитезу: «Любить иных – тяжелый крест». Разве настоящее чувство может быть сопоставимо с таким эпитетом? Но обратим внимание на местоимение «иных». Это любовь к другим женщинам для лирического героя стихотворения «тяжелый крест». А образ той возлюбленной, которой посвящено стихотворение, для поэта – божественный идеал, неразгаданная тайна. Ведь она «прекрасна без извилин». Говоря о любимой, Пастернак использует местоимение «ты». Так называют лишь близкого человека. В чем же ее привлекательность?  Для Пастернака близкий человек-загадка, которую он должен разгадать.
Во втором четверостишии необычное сравнение: «смысл» для лирического героя – это само существование рядом с ним любимой, ее образ «легкий, как воздух», и «бескорыстен», то есть добр, независтлив. Таков идеал женщины для поэта.

В третьем четверостишии настроение меняется: аллитерация (повторение согласного «р») заставляет звучать эти строки более напряженно, нервно. Романтик становится реалистом, свое безумное чувство он метафорически называет «словесный сор» и мечтает от него избавиться, «из сердца вытрясть».  Стихотворение представляет собой исповедь лирического героя.

Зимняя ночь

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

1946 г.

татей, заметок,

В 1946 году Борис Пастернак пишет стихотворение «Зимняя ночь». Совсем недавно закончилась война. Казалось бы, вот оно, наступившее спокойствие! Но бури мировых потрясений не утихли и, наверное, не утихнут никогда. Где же спасение? Что поможет человеку в водовороте страстей не затеряться, сохранить свой хрупкий внутренний мир? И поэт даёт ответ: дом, очаг – обитель надежды и спокойствия.
Это произведение – стихотворение-сомнение, уход, бегство. Не случайно оно полностью построено на приёме антитезы, то есть на противопоставлении. Рефреном из строфы в строфу следует двустишие:
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Свеча – символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Этот огонёк, являющийся для лирического героя центром Вселенной, центром его мира, легко потушить. Достаточно лёгкого дуновения.
   Внутренний же мир лирического героя стихотворения представить довольно трудно. О нём почти ничего не сказано, он дан отдельными штрихами. Мы можем лишь догадываться о чувствах, владеющих душой лирического героя. В любом случае, в его душе царит зима. И пейзаж, который герой видит за окном, соответствует его состоянию.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья…

 

В 1956 году поэт начинает последний цикл стихотворений – «Когда разгуляется…». Стихотворение из этого цикла – «Во всём мне хочется дойти до самой сути» – выражает отношение автора не только к творчеству, но и ко всей жизни.

В первых двух катренах поэт досконально разбирается в областях, в которых хочет навести порядок, в которых хочет «дойти до самой сути», используя ряды однородных членов, синтаксический параллелизм и анафору.

В 1955 году Пастернак заканчивает работу над романом «Доктор Живаго», которую советские литературные издательства не печатают. Писатель отправляет рукопись на Запад.
В 1958 году писатель получает Нобелевскую премию за роман «Доктор Живаго». Одновременно с этим его исключают из Союза писателей СССР. «И перед всеми я виноват. Но что же мне делать? Так вот, роман – часть этого моего долга, доказательство, что хоть я старался», – напишет Пастернак друзьям. Книгу назовут «изощрённым способом самоубийства».
Тестирование
Найдите правильный ответ:
1.Яркое, образное  определение, отмечающее существенную для этого контекста черту в изображаемом явлении, называется:
а) эпиграфом   б) эпитетом    в) эпопеей   г) эпифорой
2. Художественный приём, основанный на перенесении свойств одного предмета на другой, общего или сходного  членов для обоих сопоставляемых (“говор волн”, “ветер криками изрыт”)
ф) символом,  б) гиперболой   в) сравнением   г) метафорой
3. Повторение гласных звуков, преимущественно ударных, называется:
а) ассонансом   б) аллитерацией   в) аллегорией  г) анафорой
4. Художественное преувеличение – это:
а) градация  б) гипербола  в) гротеск  г) олицетворение
5. Сопоставление свойств двух предметов, чаще через союз “словно”, “как”, “будто”, реже через употребление творительного падежа.
а) олицетворение   б) эпитет   в) сравнение  г) антитеза

  1. В развитии лирического сюжета стихотворения Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…» главную роль играет

А) описание окружающих героя предметов

Б) перечисление примет весны

В) череда ощущений и переживаний поэта

Г) перемещение героя в пространстве

  1. Символом своеобразного творческого возрождения лириче­ского героя в стихотворении Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…» становится образ

А) февральской грохочущей слякоти

Б) звучащего колокольного благовеста

В) слетающих с деревьев тысяч грачей

Г) весенних чернеющих проталин
8. Повтор одного и того же слова называется:
а) перенос   б) рефрен   в) аллитерация   г) анафора
9. Образ поэта в лирике -это:
а) повествователь   б) лирический герой   в) рассказчик    г) баснописец
10 Стилистическая фигура, основанная на  сопоставлении или противопоставлении контрастных понятий, положений, образов, называется:
а) сравнение  б) ирония   в) антитеза   г) конфликт