Группа 20
Тема урока: «Знаки препинания при сравнительных оборотах».
- Прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина, обратите внимание на выделенные сочетания слов.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
“Как зверь ”, “как дитя ”, “как путник запоздалый ” – сравнения (сравнительные обороты).
- Запишите определение сравнительного оборота. Составьте краткий конспект теоретического материала.
Сравнительный оборот – это синтаксическая конструкция, в которой указывается на сходство одних явлений, предметов с другими. Сравнительные обороты начинаются со «сравнительных союзов» (будто, как будто, словно, точно, нежели, как и др.).
Например: Затаившийся в темном углу кот подстерёг удобный момент и, точно тигр из засады, совершил меткий прыжок. Лучше споткнуться ногой, нежели словом.
Признаки сравнительного оборота:
-начинается с союза: как (и), (как) будто, словно, нежели, точно, чем, что;
-выражает сравнение, уподобление или отождествление одного предмета или явления с другим;
-в предложении чаще всего выступает в роли обстоятельства;
-может быть выражен как одним словом, так и словосочетанием.
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Сравнительные обороты с союзами БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО, НЕЖЕЛИ и др. на письме выделяются запятыми.
Лес, точно заколдованный, был тих и недвижим.
НО!
Обороты с союзами не выделяются запятыми, если:
- Входят в состав сказуемого или имеют с ним тесную смысловую связь.
Например: Солнце словно смеялось. Звёзды на небе словно блёстки.
- Являются фразеологизмами.
Например: Ты что это словно язык проглотил
Знаки препинания про сравнительных оборотах с союзом КАК:
Выделяются запятыми
|
Не выделяются запятыми |
Если союз КАК соотносится в предложении с указательными словами ТАКОЙ, ТАК и т.п.
Мальчик поступил так, как считал правильным. |
Если союз КАК входит в состав сказуемого или имеет с ним тесную смысловую связь.
Отец и мать ей как друзья. |
Если передается значение уподобления («подобно»), без других оттенков значения.
Он пыхтел, как паровоз (подобно паровозу). |
Если сравнительный оборот имеет значение приравнивания или отождествления.
Смотрю на тебя как на победителя. |
В сочетаниях НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК; НЕ КТО ИНОЙ, КАК запятая ставится перед КАК.
Твой демарш был не чем иным, как местью. |
Если оборот имеет значение образа действия и легко заменяется существительным в форме творительного падежа или наречием.
Как тень сейчас стоишь передо мной. (Тенью сейчас стоишь передо мной). |
В сочетаниях КАК И…
Брат, как и сестра, получил пятерку. |
Если сравнительный оборот имеет значение “в качестве”.
Я приглашаю тебя как отличника (в качестве отличника) |
В сочетаниях КАК ПРАВИЛО, КАК ВСЕГДА, КАК СЕЙЧАС, КАК ИСКЛЮЧЕНИЕ, КАК ОБЫЧНО и т.п.
Лето, как правило, начинается с дождей.
|
Если сравнительному обороту предшествует отрицательная частица НЕ или слова ВРОДЕ, ИМЕННО, ПОЧТИ, СОВСЕМ, ПРЯМО, СОВЕРШЕННО и т.п.
Он вроде как ушел. Ушел не как герой. |
Если оборот является устойчивым (фразеологическим) словосочетанием.
Усталость как рукой сняло. |
- Выполните упражнения письменно.
3.1 Прочитайте предложения, найдите сравнительные обороты. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1) Море в этот день было спокойно, оно как зеркало отражало блеск неба и мне не обещало ничего (Горький). 2) А сверху без конца и перерыва тянул лесной шум точно смутные вздохи старого бора (Короленко). 3) К концу охоты утки словно на прощанье стали подниматься целыми стаями (Тургенев). 4) Я не знаю более увлекательной профессии чем журналистика (Полевой). 5) Шторм как всегда сменился неизменным штилем (Паустовский). 6) Вдруг где-то далеко-далеко слышится песня девчат чуть тоскливая плавная широкая как родные просторы (Троепольский).
3.2. В предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при сравнительном обороте:
- Дым иллюминации, (1) как зодиакальный свет, (2) очертил линию крутых берегов, (3) похожих на крепостные стены, (4) и верхушки сухих, (5) облетающих деревьев.
- Виктор пропускал сквозь пальцы метёлку каких-то стеблей,(1) густо унизанных маленькими мягкими листочками. Цветы были тоже мелкие, (2) жёлтые, (3) как их соседи, (4) и пахли неуловимо тонко.
- Рядом с молодым спортсменом сидел пожилой солидный человек в соломенной шляпе и в очках. Однако, (1) несмотря на внешнюю солидность, (2) вёл себя этот гражданин совсем не солидно и тоже вскакивал и кричал, (3) словно мальчишка.
- Ночью на мокрые деревья упал снег, (1) согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, (2) а потом его схватило морозцем, (3) и снег теперь держался на ветках крепко, (4) будто засахаренная вата.
- Прилетела синичка, (5) попробовала расковырять намерзь. Но снег был тверд, (6) и она озабоченно поглядела по сторонам, (7) словно спрашивая: «Как же теперь быть?»