ОУЭГВСМ 220 гр 17.11.2020

220 группа

Тема: Судовые вспомогательные механизмы и их эксплуатация. Рулевые устройства.

Стремительное развитие техники в последние годы сказалось и на средствах, обеспечивающих такое важное каче­ство судна, как его управляемость. На современных судах по­явились автоматические системы управления с использованием спутников Земли, авторулевые, подруливающие устройства, различного рода тормозные системы (парашютные, крыльевые и т. п.). Однако основным средством управления судном бла­годаря простоте создания усилий для изменения или сохране­ния его курса остается руль.

Развитие рулевого устройства шло по пути постепенных конструктивных изменений. Первым из них была замена длин­ного тяжелого рулевого весла, устанавливаемого на борту в кормовой части судна, диаметрально расположенной верти­кальной лопастью. К верхней части лопасти крепился рычаг (румпель), который использовался для поворота лопасти во­круг вертикальной оси.

Далее с увеличением размеров судов появляется новый элемент — вертикальный вал (баллер), пе­редающий вращательный момент от румпеля к перу руля и позволяющий значительно упростить конструкцию руля и кормы.

Дальнейшее совершенствование рулевого устройства за­ключалось в создании конструкции руля с меньшим моментом на баллере, который определяет необходимую мощность руле­вой машины. Современное рулевое устройство состоит из руля, баллера, рулевого привода, рулевой передачи, рулевой машины и по­ста управления. На рулевом устройство морского транспортного судна поворот штурвала или перемещение ручки управления че­рез рулевую передачу (механическую, электрическую) дает команду рулевой машине, осуществляющей поворот баллера и перекладку руля.
Основные элементы рулевого устройства показаны на рис. 1.
Руль — основной орган, обеспечивающий работу устройства. Он действует только на ходу судна и в большинстве случаев располагается в кормовой части. Обычно на судне один руль. Но иногда для упрощения конструкции руля (но не рулевого устройства, которое при этом усложняется) ставят несколько рулей, сумма площадей которых должна быть равной расчетной площади пера руля.

Основной элемент руля — перо. По форме поперечного сечения перо руля может быть:

а) пластинчатым или плоским,

б) обтекаемым или профилированным.

Преимущество профилированного пера руля в том, что сила давления на него превосходит (на 30% и более) давление на пластинчатый руль, что улучшает поворотливость судна. Отстояние центра давления такого руля от входящей (передней) кромки руля меньше, и момент, необходимый для поворота профилированного руля, также меньше, чем у пластинчатого руля. Следовательно, потребуется и менее мощная рулевая машина. Кроме того, профилированный (обтекаемый) руль улучшает работу винта и создает меньшее сопротивление движению судна.

Форма проекции пера руля на ДП зависит от формы кормового образования корпуса, а площадь — от длины и осадки судна (L и Т). У морских судов площадь пера руля выбирается в пределах 1,7—2,5% от погруженной части площади диаметральной плоскости судна. Ось баллера является осью вращения пера руля.

Баллер руля в кормовой подзор корпуса входит через гельмпортовую трубу. На верхней части баллера (голове) крепится на шпонке рычаг, называемый румпелем, служащий для передачи вращательного момента от привода через баллер на перо руля.

 

 

Рис. 1. Рулевое устройство. 1 — перо руля; 2 —баллер; 3 — румпель; 4 — рулевая машина с рулевым приводом; 5 —гельмпортовая труба; 6 — фланцевое соединение; 7 — ручной привод.

 

Судовые рули принято классифицировать по следующим признакам (рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Классификация судовых рулей в зависимости от способа крепления их с корпусом и расположения оси поворота:

а — небалансирные; б — балансирные.

1 — простой; 2 — полуподвесной; 3 — подвесной.

По способу крепления пера руля с корпусом судна различают рули:
а) простые — с опорой на нижнем торце руля или со многими опорами на рудерпосте;
б) полуподвесные — с опорой на специальном кронштейне в одной промежуточной точке по высоте пера руля;

в) подвесные — висящие на баллере.

По положению оси вращения относительно пера руля различают рули:
а) небалансирные — с осью, размещенной у передней (входящей) кромки пера;
б) полубалансирные — с осью, расположенной на некотором расстоянии от передней кромки руля, и отсутствием площади в верхней части пера руля, в нос от оси вращения;

в) балансирные — с осью, расположенной так же, как у полу балансирного руля, но с площадью балансирной части пера на всю высоту руля.

Отношение площади балансирной (носовой) части ко всей площади руля называется коэффициентом компенсации, который у морских судов лежит в пределах 0,20—0,35, а у речных 0,10—0,25.

Рулевой привод представляет собой механизм, передающий на руль усилия, развиваемые в рулевых двигателях и машинах.

Рулевая машина на судах приводится в действие электрическими или электрогидравлическими двигателями. На судах длиною менее 60 м разрешается вместо машины установка ручных приводов. Мощность рулевой машины выбирается исходя из расчета перекладки руля на предельный угол до 35° с борта на борт за 30 сек.
Рулевой привод предназначается для передачи команд от штурмана из рулевой рубки к рулевой машине в румпельное отделение. Наибольшее применение находят электрическая или гидравлическая передачи. На малых судах применяются валиковые или тросовые приводы, в последнем случае этот привод называют — штуртросовым.

Контрольные приборы следят за положением рулей и исправным действием всего устройства.

Прибор, показывающий угол перекладки пера руля называется аксиометр.
Приборы управления передают приказания рулевому при управлении рулем вручную. Рулевое устройство — одно из самых важных устройств, обеспечивающих живучесть судна.
На случай аварии рулевое устройство имеет дублирующий пост управления рулем, состоящий из штурвала и ручного привода, расположенных в румпельном отделении или вблизи от него.

На малых ходах судна рулевые устройства становятся недостаточно эффективными и порой делают судно совершенно неуправляемым.

Для повышения маневренности на современных судах некоторых типов (промысловых, буксирах, пассажирских и специальных судах и кораблях) устанавливают активные рули, поворотные насадки, подруливающие устройства или крыльчатые движители. Эти устройства позволяют судам самостоятельно выполнять сложные маневры в открытом море, а также проходить без вспомогательных буксиров узкости, входить на акваторию рейда и гавани и подходить к причалам, разворачиваться и отходить от них, экономя на этом время и средства.

Активный руль представляет собой перо обтекаемого руля, на задней кромке которого установлена насадка с гребным винтом, приводящимся в движение от валиковой конической передачи, проходящей через пустотелый баллер и вращающийся от электродвигателя, установленного на голове баллера. Существует тип активного руля с вращением винта от электродвигателя водяного исполнения (работающего в воде) вмонтированного в перо руля.

При перекладке активного руля на борт работающий в нем винт создает упор, разворачивающий корму относительно оси поворота судна. При работе гребного винта активного руля на ходу судна скорость судна увеличивается на 2—3 узла. При остановленных главных двигателях от работы гребного винта активного руля судну сообщается малый ход до 5 узл.

Поворотная насадка, установленная вместо руля, при перекладке на борт отклоняет отбрасываемую гребным винтом струю воды, реакция которой вызывает разворот кормовой оконечности судна. Поворотные насадки преимущественно находят применение на речных судах.

Подруливающие устройства выполняются обычно в виде туннелей, проходящих через корпус, в плоскости шпангоутов, в кормовой и носовой оконечностях судна. В туннелях размещается гребной винт, крыльчатый или водометный движитель, создающие струи воды, реакции которых, направленные от противоположных бортов, разворачивают судно. При работе кормового и носового устройства на один борт судно перемещается лагом (перпендикулярно диаметральной плоскости судна), что очень удобно при подходе или отходе судна от стенки.

Ответить на вопросы:

  1. Что такое руль?
  2. Классификация судовых рулей?

Ответы присылать на электронную почту  mihalev.nrk@mail.ru, в срок до 19.11.2020, в удобном для вас формате.